Сопротивление обучению

Posted by on 04/04/2013

Основная задача тренера — обучение и тренировка навыков. Соответственно работа с сопротивлением обучению это первое, с чем тренеру необходимо научиться работать.

Когда человек обучается, он проходит через некоторые необходимые этапы и состояния. Каждый переход с этапа на этап освоения новых знаний и навыков, может вызвать сопротивление.

Этапы обучения.

 1 этап. «Бессознательная некомпетеность». (я не знаю, чего не знаю).

На этом этапе исходное состояние человека по отношению к предстоящему, новому знанию подобно «девичьей невинности». Оно беззаботно, разнонаправлено, свободно. Нет еще в поле внимания события, на которое стоило бы реагировать. Иногда, состояние уже сопровождается хаотичной поисковой активностью чего-то новенького, иногда, находится в равновесии воздействующих сил, иногда, замкнуто само в себе, как во сне анабиоза. В любом случае, на этом этапе для эффективного обучение есть необходимость в создании состояния открытости восприятия и однонаправленной, сосредоточенной, центрированной мотивации на получение нового знания. Чем и занимается тренер и учитель.

Для реализации поставленной цели тренер пускает в ход мотивационные речи, вдохновляющие на обучение видеоролики, яркие РР презентации, раздаточный материал, истории успеха, обещания будущей прекрасной жизни от получения и последующего использования знаний. Тренер выступает в роли соблазнителя «невинной девы», ему важно одновременно и заманить и не спугнуть обучающегося.

Если говорить о новой теме всего тренинга, то эта фаза относится к первому блоку тренинга «Начальная установка».

Сопротивление (если вывести в активную форму) носит характер веселого озорного противостояния, рассредоточенного внимания, вопросов невпопад, болтовни между собой, хождения по аудитории.

Если не учитывать особенности этого этапа и не работать над созданием предвкушения, и сразу начать давать знания возникнет «шок отрицания» (от пассивных проявлений до активной агрессии).

Критерием достижения нужного состояния является: состояние легкого транса у участников, корпус слегка вперед, голова слегка вперед с наклоном, то в право, то в лево, часто приоткрыт рот, взгляды сосредоточены на тренере, зрачки движутся за тренером, тонус мышц слегка повышенный.

2 этап. Сознательная не компетентность. (я знаю что я не знаю).

На этом этапе задача тренера познакомить группу с новым знанием. Уместнее это сделать через получение нового опыта в процессе некоторой учебной активности. Которая была бы организована таким образом, чтобы вызвать у участников чувства удивления, восхищения, восторга. Иначе, после первого знакомства с новыми знаниями возникает противоречивое чувство удивления и отвержения. Словно соринка попавшая в глаз, или в нос, когда организму рефлекторно хочется либо сморгнуть, либо чихнуть. В любом случае, есть тенденция оттолкнуть этот новый опыт, отстраниться от него, забыть, и даже сказать, что его не существует. Как только человеческий мозг регистрирует наличие нового явления и осознает, что оно действительно новое и незнакомое, он стремиться сначала от этого отстраниться, как от новичка в классе. Следовательно, тренер во время знакомства группы с новым материалом выступает в роли «Посредника». Он ведет переговоры между новым и уже существующим, представляя «новичка», расхваливая его, описывая, делая его знакомым. Он рассказывает о новых свойствах и возможностях и выгодах от присутствия этого в жизни каждого участника группы.

Критерием успешного завершения этого этапа является сначала состояние смирения, когда человек словно говорит внутри себя: «ладно, видимо Это существует». Затем, принятия решения: «да, я и все знают, что это существует, это понятно». Далее возникает готовность попробовать на практике полученные знания.

Сопротивление (будучи выведенным в активную фазу), носит характер противостояния. Участники спорят, отвергают истинность утверждений, высказывают сомнения в самом факте существования, просят доказательств подтверждений, обоснований.

Форма проведения этого этапа может быть активной, когда участники группы, как бы, сами делают новое открытие для себя. Форма подачи материала должна быть убедительной, подкрепленной многими авторитетными мнениями, цитатами, презентациями, видеофрагментами, ссылками на первоисточники. Возможно возникновение групповой динамики. От тренера могут потребоваться навыки утилизации и предутилизации возражений.

Если не учитывать особенности этого этапа, то возникает потеря интереса, презрение, высокомерие, закрытость, игнорирование.

3 этап. Сознательная компетентность. (Я знаю, что я знаю).

Это основной этап тренинга, если рассматривать этот вид обучения, как тренировку навыков, на котором происходит активное практическое освоение приемов и способов применения новых знаний.

Форма проведения — тренировка. Это упражнения, которые встраивают новую стратегию поведения в ответ на проявления внешней среды и с целью получения желаемого результата.

Основные навыки тренера, востребованные этим этапом это четкость в даче инструкций, качественные технологии обучения, умение поддерживать дисциплину и соблюдать временные рамки процессов. Для реализации этих задач тренер выступает в роли «Спортивного тренера» или «Боевого командира»? Дающего четкие, ясные, простые команды, удобные для исполнения, интуитивно понятные по назначению или доведенные до осознания участников. Вторая роль тренера, на этом этапе, «Родитель», который осуществляет эмоциональную поддержку. Третья роль — «ОТК», безличный отдел, работающий как беспристрастная механическая обратная связь по поводу качества исполнения инструкций и уровня освоения навыка.

Критерием успешного прохождения этапа является возбужденная усталость, удовлетворение, вопросы, направленные на прояснение мелких деталей, внимание к тренеру и его словам, заинтересованность в обратной связи, желание продолжать обучение, радость, веселье, игровое, вербальное, юмористическое творчество на темы тренинга.

Сопротивление возникает на этом этапе в ответ на состояние разочарования и фрустрации, которые сопровождают удачное и неудачное исполнение нового приема. Освоение происходит поэлементно, пошагово, поэтапно. Первые действия сопровождаются внешним вербальным сопровождением, занимают больше времени, чем рассчитывал участник и чем видел на демонстрации. Результаты деятельности не совпадают с ожиданием. Задача тренера поддерживать ожидания, вдохновлять на продолжение тренировки, подзадоривать, предлагая игровые и соревновательные формы освоения.

Если не учитывать особенности этого этапа, и не производить соответствующих действий, то у учащихся возникает разочарование, усталость, гнев, ярость. Возможна групповая динамика. Форма проявления — возмущение, недовольство правилами, нежелание делать упражнения, конкуренция, претензии к тренеру (на непонятность инструкций, скорость тренинга, неумение правильно объяснять преподавать, оправдания тому, что не получается, конфликты между участниками группы, возможны даже угрозы и громкие демонстративные уходы).

4 этап. Бессознательная компетентность. (я не знаю, что я знаю).

Это этап обучения, на котором зания и умения переходят в автоматическое, естественное, бессознательное поведение. Этот этап может и не наступить на тренинге длиной в 1-2 дня. В большинстве случаев, он заметен на программах продолжительностью более 5-7 дней.

Деятельность тренера направлена на интеграцию знаний и навыков. Стимулированию творческого подхода к решению поставленной задачи. Роль тренера — фокусник, факир, сказочник.

Форма проведения креативные упражнения повышенной сложности. Сложность повышается за счет одновременного применения нескольких навыков, более насыщенного входными данными контекста упражнений, введения дополнительных условий, усложнения эмоционального фона упражнений (командные соревнования, публичные выступления, ситуация арбитра, другие формы обратной связи).

Критерием успешного прохождения этапа является обсуждение эмоций и переживаний связанных с процессом игры, а не с сутью применяемого навыка, обратная связь тренера, с приведением конкретных примеров успешного применения навыков участниками, воспринимается удивленно: «неужели я это все делал». Вследствие чего, сознание мастерства может быть достигнуто только при выполнении специальных упражнений на осознание. Перечисление названий инструментов и навыков тренинга воспринимаются спокойно, не вызывает ни какой реакции, как обыденная, повседневная речь, как само собой разумеющееся и даже с элементами некоторой доли скуки, и легкой снисходительности. Попытки со стороны каких-то участников задать проясняющий вопрос, по инструментам тренинга встречают легкое недовольство. Элементы творчества и креативности при анализе и обобщении материала встречаются с азартом и интересом. Группа легко приводит примеры использования навыков из обыденной жизни.

Сопротивление возникает сначала на переходе с третьего этапа на четвертый, оно заключается в опасении оставить записи и тетради, отвлечься от привычных опор на шпаргалки, карточки, схемы, подсказки тренера. Возникает некоторая тревожность при получении творческих заданий из-за отсутствия четких инструкций. Такое сопротивление выражается в форме беспокойства, легкого «бурчания», «брожения», «шепотка», студенты много консультируются друг с другом, желая прояснить инструкции. После 2-х-3-х творческих упражнений ситуация в группе меняется и уже сопротивление можно встретить при попытке дать монотонные упражнения на отработку навыков, или предложить вниманию аудитории длинные теоретические блоки и презентации, и особенно при повторении прошлого материала.

Если не учитывать особенности этого этапа, в группе возникнет состояние скуки, разочарование, высокомерия. Участники будут заниматься своими делами или потихоньку исчезать из аудитории.

Диагностика группы.

В начале тренинга, а желательно еще до его начала, выяснить уровень компетенции участников группы. В зависимости от полученных данных разработать программу, дизайн и стиль ведения тренинга.

Как определить уровень группы?

Невербальные характеристики до начала тренинга:

1 уровень — веселое беззаботное настроение. Долго собираются. Акцент в беседах перед началом тренинга — личный, отвлеченный от темы тренинга. Ритм быстрый, хаотичный, много перемещений. Стиль одежды разнородный праздничный. Занимают зал начиная с первого и последнего ряда, центральные места занимают последними.

2 уровень — у участников можно наблюдать легкое телесное напряжение, внимательный вопрошающий взгляд, руки или скрещены на груди. или чем-то заняты (ручки, рекламки, книжки), осанка прямая, голова наклонена. В разговорах можно услышать обсуждение темы тренинга, спонтанное объединение в небольшие группы вокруг «ораторов», вопросы о предстоящем содержании и тренере, мелькает литература по теме тренинга, внимание к полкам с книгами, рекламе и раздаточному материалу. Стиль одежды более однородный. Занимают места начиная со второго третьего ряда с периферии.

3 уровень — у участников можно наблюдать: напряжение в теле и взгляде, осанка слегка сутулясь, активные руки, нос на средней линии и ниже, мелькают записи лекций, тетради. Группы в основном по одному, два, три, в большие группы не собираются. Большое внимание уделяется выбору и обустройству своего места. Занимают места с первого ряда из центра, добавляют стулья поближе к сцене. Занимают места друзьям и коллегам. Разговоров мало, тише, ритм ровный, деловой. Стиль одежды повседневный, однородный.

4 уровень — ритм группы медленный, размеренный. Внешний вид: осанка прямая, нос выше средней линии, руки свободны, позы в основном сидя и откинувшись. Общаются на большом расстоянии, иногда через зал или несколько рядов. Здороваются учтиво, редко сближаются, поведение, как на светском рауте на высшем уровне, широкие светские улыбки, формальные вопросы и знаки приветствия. Внимание на приходящих и присутствующих участников, вопросов не задают, раздаткой, рекламой и книгами не интересуются, больше внимания привлекает видеопродукция.

Диагностика по стилю предлагаемых отношений.

Каждый уровень компетентности предлагает тренеру разный стиль отношений. Разумеется это не единственный критерий и не универсальный. Всегда найдется исключение из этих правил продиктованное индивидуальными особенностями. Кроме того, надо понимать, что реальный уровень компетентности может не совпадать с уровнем, который осознается участником. Самооценка своего уровня может быть не адекватной? Однако невербальное поведение все же даст о себе знать. Как бы не старался участник скрыть свою высокую компетентность, по его реакции, легкого пренебрежения, на шаблонные широкоизвестные истины в отношении навыка или теории всегда можно его обнаружить. Также, как и наигранная сверкомпетентность слетает, если звучат незнакомые слова или известные термины в незнакомой комбинации.

Как можно определеить уровень компетенции по стилю предлагаемых участником отношений?

Итак, новичок сделает акцент на установление первоначально личных отношений с вами как с человеком.

Специалист второго уровня сделает акцент на когнитивную, содержательную составляющую вашего сообщения. Его внимание будет заострятся при произнесении знакомых терминов и названий.

Профессионал третьей категории сосредоточит свое внимание на то, что вы делаете, особенно во время демонстраций.

А мастер с четвертого уровня будет избегать контакта пока не убедится, что вы достойны его внимания, затем обратит на вас одобрительный взгляд и подойдет в перерыве представиться.

Диагностика по вопросам и возражениям.

Вопросы первого уровня:

  • Что это?
  • Зачем?
  • Я не понимаю?

Вопросы второго уровня:

  • Почему?
  • Как это связано?
  • Это не опасно?
  • Я читал, что это не так?
  • Не доказано, докажите?

Вопросы третьего уровня:

  • Как именно?
  • Объясните точнее?
  • Так не получается?
  • Дайте инструкции?
  • Пробовал не работает
  • Если наоборот?

Вопросы четвертого уровня:

  • Неужели это так?

Начало тренинга и роли тренера.

Если перед вами группа новичков, то следует сделать акцент на красочных демонстрациях, мотивационных презентациях и вдохновляющих метафорах. Для начала тренинга можно выбрать роль «Шоу мена» и придать тренингу игровой развлекательный характер.

Если собралась группа второго уровня, то предстоит обстоятельная работа с убеждениями и заблуждениями, слухами и опасениями. Полезно заручиться поддержкой авторитетов и выбрать роль «Знатока-профессионала». В начале такой программы полезно сделать развернутую серьезную самопрезентацию и несколько демонстраций собственного мастерства — много превосходящего по компетенции уровень группы.

Когда же предстоит тренинг в группе третьего этапа обучения, то роль «Практикующего профессионала» окажется очень кстати. Серьезная дискуссия, мозговой штурм с подробным обсуждением деталей и последовательностей использования преподаваемых навыков поможет вам и группе настроится на работу и разогреет к тренингу. Если использовать демонстрацию, как начало тренинга, то с понятным пошаговым алгоритмом и подробным обсуждением сути каждого шага.

В случае проведения тренинга для мастеров своего дела, роль «Творца» или «Сумасшедшего ученого» будет весьма кстати. Начать такую программу стоит с метафор и творческого задания, которое возможно лучше выполнять вместе с участниками группы. Демонстрация на такой группе должна быть короткая, непонятная и с убедительным результатом. Чтобы обучать такую группу, возможно потребуется перевести ее с четвертого этапа на третий и попросить осознать свое мастерство.

Самый сложный вариант группы — разумеется смешанная. Для этих случаев хорошо подойдет дизайн с ролевыми упражнениями, где участники разного уровня будут исполнять разные роли в соответствии с уровнем своей компетентности.

Share

One Response to Сопротивление обучению

  1. Юлия

    Подскажите, пожалуйста, выходные данные Вашей статьи! очень хотелось бы на нее сослаться в учебном пособии.

    С уважением,
    Юлия

Добавить комментарий для Юлия Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *